До 0,5 т. Каблук
от 1600 руб.
До 1,5 т. Газель, Портер
от 1600 руб.
3-5 т. Валдай, МАЗ, Бычок
от 4200 руб.
5-20 т. Крытый или бортовой
автомобиль, еврофура
от 5600 руб.
1,5-10 т. Бортовые
автомобили на заказ
от 3300 руб.
Спецтехника: автокраны,
манипуляторы и т. д.
от 7200 руб.
31.08.2020
Выделенные полосы в Москве начинают круглосуточную работу
24.08.2020
Московские дороги ремонтируют к зимнему сезону
17.08.2020
На четырех улицах Москвы появятся выделенные полосы для общественного транспорта
10.08.2020
В Москве отремонтируют более 900 дорог
3.08.2020
Как правильно обращаться с навалочными грузами
Как обращаться с грузом, который нельзя толком ни укрепить, ни запаковать, и даже вес его проверить достаточно сложно? Отказаться от перевозки? Это невозможно. Зерно, мел, песок, соль и сахар, руда и строительные материалы – без этих и многих других товаров работа предприятий замрет, а обычная жизнь станет весьма неприятной.
Для того, чтобы упростить доставку таких веществ, транспортные компании вынесли их в отдельную группу - навалочные грузы. Незамысловатое название отражает специфику перевозки: это продукция, которая доставляется навалом, без тары.
Может показаться, что навалочные грузы – это просто подкатегория в насыпных. Тем не менее, есть одно «но». По своим физическим свойствам (величина сопротивления сдвигу) навалочные грузы несколько отличаются от всех других. Навалом перевозятся вещества, состоящие из множества мелких частиц. Элементы могут быть однородными или неоднородными – например, отличаться по величине. Важно то, что они довольно подвижны относительно друг друга и легко перемещаются. Это усложняет перевозку. Если обычные насыпные грузы можно расфасовать по бочкам или контейнерам, то с навалочными это сделать сложнее. Гораздо проще перевезти весь товар одной партией, поместив в транспорт со специально оборудованным кузовом.
Некоторые вещества отправляют без тары по соображениям безопасности. Так, зерно при хранении может самосогреваться и самовозгораться. Мешок или ящик в этом случае действуют как шуба, поддерживая определенный микроклимат внутри. Чем выше температура и больше посторонних примесей – тем выше риск самовозгорания. При открытой перевозке навалом он значительно уменьшается, так как зерно проветривается и не преет.
Еще с советских времен навалочные грузы принято делить на две категории – зерновые и незерновые. К первой, кроме злаков, относятся также бобовые (горох, фасоль, чечевица и др.), а также масличные продукты. Это арахис, подсолнечник, рапс и некоторые другие культуры – то, из чего делают растительные масла.
При перевозке зерновых нужно учитывать их биологические свойства. Например, зерно в пути не просто покоится – оно может дышать, потихоньку дозревать и даже прорастать! Конечно, через неделю пути к дверям вашего склада вряд ли прибудет весело колосящийся кузов, но лучше не рисковать. Выбирайте перевозчика, который уже работал с такими грузами и знаком с их спецификой, иначе многие важные вещи станут вашей долгой головной болью.
Для каждого вида навалочных грузов есть свои правила перевозок. Транспорт для доставки зерновых должен отвечать следующим требованиям:
- чистота, близкая к идеальной, минимум пыли и никаких посторонних запахов – зерно очень легко их впитывает;
- низкий уровень влажности – в обратном случае продукты в пути разбухнут, а могут и заплесневеть;
- умеренная, не слишком высокая температура – зерно потенциально способно к самосогреванию и самовозгоранию, хоть это и редкое явление;
- герметичность – благодаря подвижности и текучести зерно способно просачиваться и высыпаться даже в небольшие щели.
Чтобы доставить злаки из одного региона в другой, используются специальные автомобили – зерновозы. Это могут быть и самосвалы, и обычные бортовые грузовики, с кузовами из стали или алюминия. Конструкция таких машин заранее продумывается таким образом, чтобы было удобно разгружать сыпучие вещества. Некоторые зерновозы могут разгружаться не только назад, но и вбок.
Обычные, незерновые навалочные грузы чаще всего перевозят в самосвалах. Технику подбирают по грузоподъемности сообразно количеству товара. Самые большие, карьерные самосвалы - для перевозки стройматериалов - могут принимать на борт 200-300 тонн груза! Они обычно используются на глобальных строительных работах для доставки крупных объемов щебня, песка, грунта.
Когда мы выбираем способ перевозки, экономические соображения играют не последнюю роль. Некоторые вещества можно перевозить не только навалом, но и в других состояниях. Но именно доставка насыпью оказывается наиболее удобной и выгодной. Например, торф можно перевозить «кучками», а можно – в брикетах. Но на практике первый способ оказывается в несколько раз дешевле второго – хотя бы потому, что не нужно тратить время и деньги на формирование брикетов.
К перевозке навалочные грузы принимают без счета мест, однако с обязательным указанием веса. Определять его должен отправитель. Масса указывается в транспортной накладной.
Для погрузки сыпучих веществ используются экскаваторы и специальные погрузчики с ковшами. Самосвалы также обладают специальными приспособлениями, облегчающими погрузку и разгрузку. Иногда кузов заполняют сыпучими веществами прямо с ленты транспортера или другого аналогичного приспособления – например, при отправке с предприятия.
Перевозчик должен обращаться с навалочным грузом очень аккуратно. Такие товары невозможно закрепить в машине. Если вы заполните кузов «до упора», то вещество в дороге может высыпаться через борта. Оптимальный вариант – если в штате есть грузчики, обученные работе именно с такими продуктами.
Согласно правилам перевозок, итоговая высота транспорта вместе с содержимым кузова не должна превышать 4 метра – иначе это будет уже считаться негабаритом.
Конечно, отправлять навалочный груз в дорогу даже без намека на упаковку – неразумно. Щебень и гравий могут пережить долгий путь в открытом виде без ущерба для себя – не размокнув и не уменьшившись в размерах. А вот с другими товарами так не получится. Некоторые виды навалочных грузов – например, цемент, известь, минеральные удобрения, апатит – требуют надежной защиты от дождя и снега. Еще один враг подобных веществ – это ветер. Сильные его порывы легко раздувают в разные стороны ничем не прикрытый сыпучий груз. Конечно, скептик имеет право усомниться в этом, но за несколько часов пути убыль может оказаться весьма значительной. Кроме того, некоторые продукты нужно беречь не только от ветра и пыли, но и от любопытных глаз.
Чтобы часть вашего груза не осталась на дороге либо в ее окрестностях, лучше всего принять меры заранее. Собственно, вариантов не так уж много: выбрать крытый транспорт для сыпучих веществ либо накрыть их сверху плотным материалом. При автомобильных перевозках чаще выбирают второй вариант. Обычно машины для сыпучих веществ уже снабжены крючками для крепления тента. Промышленные грузы и стройматериалы накрывают брезентом или другой подходящей материей. А вот полог для съедобных грузов нужно выбирать более тщательно.
Тем не менее, даже зимой навалочные грузы нередко перевозят в открытом кузове. Чтобы товар не примерзал к днищу и бортам, их либо выстилают специальными материалами, либо оборудуют машину особой системой подогрева.
Крытый транспорт проще использовать при железнодорожных отправках – для навалочных грузов есть вагоны-хопперы. Альтернатива в сфере автомобильных перевозок – это специальные контейнеры. Если правила позволяют доставлять навалочный груз таким способом, вариант вполне приемлем.